25 сентября 2015 года в Славянской основной школе состоялась традиционная осенняя конференция «Переход из дошкольного учебного заведения в школу» в рамках совместной работы школы с детскими садами города Кохтла-Ярве. Инициатором данной конференции является Славянская основная школа, а участниками педагоги детских садов и нашей начальной школы. В этом году тема конференции очень актуальная и интересная, всем участникам предлагается обсудить повсеместную дигитализацию учебного пространства и поделиться своим практическим опытом внедрения современных учебных технологий в процесс обучения учеников. Программа конференции предполагала пленарное выступление и рабочие комнаты. Темы докладов дали обзор использования дигитальных средств на самых разных уроках и занятиях.
Стремительно дигитализируемое общество несет за собой изменения как в процессе преподавания, так и в процессе обучения. Поскольку в процесс обучения вовлечены как минимум 3 стороны – ученик, родитель, учитель, то именно эти целевые группы наиболее быстро почувствуют изменения в учебном процессе. На сегодняшний день нет четко сформулированного определения дигитально компетентного работника. Кроме того современное общество, по мнению многих, является скорее не дигитально компетентным, а дигитально «отравленным». Именно эти ключевые моменты обсуждались на Фестивале мнений 2015 года (Arvamusfestival 2015). В обсуждение были вовлечены: учителя, ученики, родители, различные эксперты.
В 2006 году Европейский союз признал дигитальную компетенцию как одну из восьми ключевых компетенций обучения на протяжении всей жизни (по предложению Европейского парламента и совета). На сегодняшний день, государственная учебная программа для основной школы (§ 4. Компетенции) предусматривает наличие основных компетенций, развитием которых занимаются педагоги основной школы. Дигитальная компетенция – способность использовать постоянно обновляемые дигитальные технологии с целью справиться в быстро меняющемся обществе как с учебой, так и в общении с окружающими людьми, находить и сохранять информацию с помощью дигитальных устройств, а также оценивать актуальность и достоверность найденной информации, участвовать в создании и использовании текстов, картинок, различных мультимедийных файлов, использовать для решения проблем подходящие дигитальные устройства и методы, общаться и выполнять совместную работу в различных дигитальных средах; быть осведомленным об опасностях дигитальной среды и уметь защитить свою приватность, личные данные и дигитальный идентитет; при работе в дигитальной среде следовать основным принципам морали и ценностям.
Дигитальная компетенция состоит из 5 компонентов:
1. Навык обработки информации
В современном мире, богатом различной информацией, умение быстро находить и обрабатывать необходимые данные, является одним из основных умений, которым должны владеть все люди, независимо от профессий. Задача учителя направить ученика, во-первых, осознать необходимость поиска информации и, во-вторых, выбрать подходящий метод поиска информации. Важно уметь ориентироваться в поиске информации не только на просторах всемирной сети, но и через другие дигитальные носители. Ставя перед учеником задачу поиска, обработки, анализа информации с помощью дигитальных устройств, развиваются также различные учебные навыки. Таким образом, развивая дигитальную компетенцию, происходит всестороннее развитие ученика.
2. Навык общения
Многие считают, что школа должна оставаться местом, где ученики могут беспрепятственно общаться между собой в реальной жизни. Дигитальное общение между учениками становится более популярным и у него есть ряд преимуществ: скорость, варианты общения с людьми из разных уголков мира. В случае, если ученик не умеет общаться, выполнять совместную работу и следовать нормам общения и поведения через различные дигитальные средства, то могут возникнуть сложности в его дальнейшей жизни. Важно понять, что общаясь в Интернет-среде, комментируя и передавая информацию, стоит следовать тем же нормам общения и переписки, как при личном непосредственном общении. При личном общении информация поступает к узкому кругу, а в Интернете распространяется гораздо шире. Таким образом формируется дигитальный след человека, который в дальнейшем будет формировать всю его жизнь. Работодатели часто делают запросы информации на потенциального работника. Именно поэтому общаясь в дигитальном пространстве следует быть внимательным и поступать обдуманно.
Информационное пространство принесло нам ожидания и обязанности быть корректным э-гражданином. Учеников необходимо обучать как пользоваться различными приложениями в дигитальной среде – от э-тестов и экзаменов, до э-выборов и, например, э-услуг здравоохранения. Таким образом дигитальная компетенция развивает еще и гражданскую компетенцию.
3. Новое содержание дигитального мира
Большинство учеников ежедневно занимается дигитальным созданием новых файлов – тексты, фото, видео и программирование. Все эти навыки следует сознательно и целенаправленно развивать. Далеко не каждый ребенок должен уметь программировать, но обязан владеть информацией как работает программирование и где его можно использовать, для того чтобы в дальнейшем верно выбрать себе профессию. Дигитальное пространство дает много возможностей для творчества и различных разработок в самых разнообразных сферах, возникает необходимость в умении защитить свои авторские права и корректно использовать разработки других авторов.
4. Безопасность
Пользователь дигитальными устройствами должен быть в курсе возможных опасностей виртуального мира и уметь защитить свою приватность, личные данные и дигитальный идентитет. Развивается кибер-насилие, которое достаточно сложно заметить, но стоит этому учиться!
5. Решение проблем
Аналогично математической компетенции развивает дигитальная компетенция у ученика навык решения сложившейся проблемной ситуации (использование верных приложений)
Каждое учебное заведение занимается развитием дигитальной компетенции исходя из своих приоритетов и задач, в том или иной объеме и формате. Развитие дигитальной компетенции отражается также в школьных учебных предметных программах, реализуется через различные виды деятельности, интегрированные уроки, мероприятия, разнообразные совместные проекты. В предметных программах описываются возможности развития указанной компетенции и ожидаемые результаты.
Современные дети активно и с большим интересом готовы использовать новейшие дигитальные устройства и различные приложения. Задача школы создать им такие возможности и направить их любознательность в нужное русло – с помощью дигитальных средств можно не только играть и развлекаться, но еще и учиться, расширять свой кругозор и запас знаний, развивать навыки и умения!
Хочется выразить благодарность учителям нашей школы, принявшим участие в подготовке и проведении конференции - Т.Григорьева, Е.Александрова, М.Горская, М.Пилли, О.Мамай, и пожелать дальнейших творческих успехов!
Фотоотчет...
Ирина Путконен
Директор
Источник: http://www.kjsp.ee/portal/index.php?area=1&p=news&newsid=763
Комментариев нет:
Отправить комментарий